бол шет Генетик из Стэндфордского университета Джеральд Крэтбри заявил, что современные люди не так умны, как люди, которые населяли планету две тысячи лет назад. А те, что жили шесть тысяч лет назад — и вовсе гении по сравнению с нами. Одним словом, Крэтбри утверждает, что между технологическим прогрессом и развитием человечества существует обратная связь. Очевидно, что несколько тысяч лет назад, когда люди были собирателями и охотниками, любая ошибка могла стоить жизни нашему волосатому предку. Если охотник ошибался во время охоты на мамонта или буйвола и не приносил домой еды — обрекал семью на голодную смерть. Так, по мнению многих исследователей, эволюция решала вопрос естественного отбора: дальнейшее развитие получали только те формы ДНК, носители которых проявили себя лучше других с точки зрения выживаемости. Рассеянные и расслабленные, не умеющие защитить себя и семью, просто не выживали, а их гены эволюция безжалостно вычёркивала.
То ли дело сейчас. Жизнь скучна и безопасна: в развитых странах никому, даже откровенным лентяям и неряхам, не грозит голод или смертоносные вирусы. Следующему поколению даже незачем будет запоминать важную информацию в школах, ведь поисковик в смартфоне или в Google Glass всегда под рукой. Таким образом, чем выше уровень жизни, чем больше удобных гаджетов появляется, тем меньше необходимость выживать. Можно быть тупой ленивой амёбой с айфоном и сделать генетический вклад в будущее человечества.
Мало того, изменилась и форма перераспределения природных ресурсов. Если раньше охотник ошибался, это, как мы уже упомянули, ничего хорошего его семье не приносило. Скорее, наоборот. А сейчас инвестиционный банкир, сделав ошибку, получает хороший бонус и становится выгодной парой для продолжения рода. Таким образом, констатирует Крэтбри, естественный отбор теряет свой смысл.
Крэтбри и его коллеги утверждают: закат лучших времен человеческой цивилизации мы видим прямо сейчас, являясь, в известной степени, его продуктом. Свой высший расцвет человеческая цивилизация уже пережила во времена греческих полисов. Радикальные приверженцы теории утверждают, что мы начали деградировать ещё раньше, когда человечество освоило сельское хозяйство и оседлый образ жизни, а угроза голодной смерти для большей части населения Европы потеряла актуальность. Человечество эволюционирует (или, точнее, сейчас уже деградирует) достаточно быстро: только за одно поколение в генах происходит две-три мутации. Сотни поколений (а это пара тысяч лет) способны изменить генофонд очень серьезно. А поскольку эволюционные процессы уже не происходят — мы тупеем, полагают ученые из Стэнфорда.
На первый взгляд, теория, конечно, довольно стройная и вполне достойна обсуждения в программе «Пусть говорят». Возможно, мы бы даже согласились с мизантропскими убеждениями исследователей и порефлексировали пару минут, если бы не знали о существовании другой теории. Согласно которой, наибольший вклад в генофонд сделали как раз слабаки и лентяи, которые, пока альфа-самцы погибали на охоте, получали доступ к телам самочек. Со всеми полагающимися последствиями. Кажется, эволюция работает совсем не так прямолинейно, как полагает Крэтбри. По крайней мере, настоящей иконой современного мира считается парень, который уже много лет не может самостоятельно передвигаться. Его зовут Стивен Хокинг. А ваш мохнатый сосед-мачо, способный завалить пару буйволов хоть сейчас — производит впечатление в основном на тех самых амёб с айфонами, которых Крэтбри с таким удовольствием клеймит...